Investment potential

Коммерсантъ

19.12.2014 

Автор: Кира Ремнева

 

Московскую область сегодня, пожалуй, можно назвать одним из самых инвестиционно привлекательных субъектов федерации. Подмосковье сегодня готово предложить инвесторам выгодные вложения в еще практически незанятые отрасли экономики. При этом регион располагает одним из крупнейших в стране собственным рынком сбыта. Судя по всему, Московскую область уже в самое ближайшее время ожидает настоящий инвестиционный бум.

Областной рынок

Действительно, все базовые экономические показатели региона сегодня выглядят более чем привлекательно. Подмосковье наравне с Москвой и Санкт-Петербургом стабильно входит в тройку лидеров по инвестиционной привлекательности. Валовой региональный продукт по итогам 2012 года составил $81,33 млрд. Для сравнения: в Санкт-Петербурге этот показатель тогда равнялся $76,37 млрд. Кроме того, Подмосковье справедливо считается одним из крупнейших потребительских рынков страны: на него приходится треть всех потребительских расходов.

Среди других привлекательных для инвесторов факторов можно выделить также сравнительно дешевую рабочую силу (зарплаты в регионе на 30% ниже, чем в соседней Москве), притом что 71% трудоспособного населения имеют высшее и профессиональное образование.

Заметим, что в последние годы показатели по объему инвестиций в регион держатся на стабильно высоком уровне — так, в 2011 году объем инвестиций в основной капитал составил $15 млрд, в 2012-м — $17,2 млрд, в 2013-м — $19,2 млрд. Кроме того, в области уже сегодня реализованы достаточно крупные проекты с участием иностранных инвесторов — таких компаний, как "Ашан", Hyundai, Metro, LG, Campina, Mars и многие другие.

Вместе с тем, по прогнозам аналитиков рынка, в ближайшие годы объемы инвестиций в регионе могут показать действительно взрывной рост. Среди основных причин — рост строительства жилья и, как следствие, увеличение и без того больших объемов потребительского рынка, а также развитие инфраструктуры, в том числе дорожной сети. "Основной потенциал развития Московской области состоит в том, что сейчас там возводятся большие объемы жилья, а следовательно, растет население региона и платежеспособный спрос на продукцию ритейлеров, на офисы и т. п.,— подтверждает управляющий партнер компании DNA Realty Антон Белых.— Также фактором повышения привлекательности области является развитие инфраструктуры, строительство дорог, метро. Например, когда в городе Реутове появилась станция метро "Новокосино", а рядом с ней сразу начали вырастать торговые центры, открываться рестораны".

Не стоит забывать и о том, что в Подмосковье традиционно размещались как высокотехнологичные производства, так и научные центры. Так, в таких городах, как Подольск. Коломна, Климовск, развивалось высокоточное приборостроение и машиностроение, Пущино, Черноголовка и Оболенск славились фармацевтическими производствами, Королев и Дубна — высокотехнологичными разработками, инновационными производствами, космической промышленностью.

Исторически сложившиеся "специализации" городов, а также высокий кадровый потенциал можно успешно использовать и сегодня, развивая наукограды и технопарки. "Подмосковье имеет производственные мощности по изготовлению продуктов питания, медикаментов,— отмечает вице-президент компании NAI Becar Александр Иерусалимов.— Кроме того, многие воспринимают Подмосковье как часть общей большой агломерации, включающей в себя Москву, поэтому в этом смысле невозможно отделять область от Москвы. Потенциал Московской области связан с доходами населения, которые формируются и зарабатываются в столице. Возможность организации ритейла и логистического бизнеса позволяют развивать регион как логистический центр".

Сегодня, по данным регионального Министерства инвестиций и инноваций, структура инвестиций по чистым видам экономической деятельности такова: основной поток '%) направляется в обрабатывающие производства, на втором месте '%) — операции с недвижимым имуществом, развитие торговли '%) занимает третье место, далее идут строительство — 9,8%, транспорт и связь — 8,8%, а также производство и распределение электроэнергии, воды и газа — 8,5%.

В настоящее время в ведомстве уже разработана Дорожная карта по внедрению Стандарта деятельности органов исполнительной власти по созданию благоприятного инвестиционного климата, а также подготовлен проект Инвестиционной стратегии региона до 2020 года.

Кроме того, в регионе создано ОАО "Корпорация развития Московской области", занимающееся реализацией важных инвестиционных проектов, подготовкой промышленных площадок, а также созданием инфраструктуры поддержки инвесторов.

Сначала — дороги

Как отмечают эксперты, одной из ключевых проблем в развитии региона до недавнего времени было отсутствие развитой транспортной инфраструктуры. Очевидно, поэтому реализация проектов в транспортной сфере сегодня считается одной из приоритетных. "Развитие области сдерживалось отсутствием транспортной и социальной инфраструктуры, и даже более выгодные по сравнению с Москвой условия развития проектов не могли перевесить этот недостаток,— констатирует вице-президент по финансам компании Storm Properties Дмитрий Еремин.— Однако в последнее время ситуация меняется к лучшему. С присоединением новых территорий началась активная реконструкция дорожно-транспортной системы, инженерной инфраструктуры".

Одним из самых масштабных инвестиционных проектов в области транспорта можно считать строительство Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), которое планируется завершить к 2018 году. "Проект ЦКАД связан прежде всего с грузовыми потоками, чтобы отвлечь входящие грузовые потоки от Москвы и ближайшей агломерации и пустить их транзитом, разгрузив, таким образом, городскую инфраструктуру,— рассказывает Александр Иерусалимов.— Кроме этого в районе ЦКАД возникает шикарная возможность развития необходимой для транзита логистической структуры, что увеличит привлекательность Московской области, а также будет выгодно для Москвы". По его словам, строительство ЦКАД реализуется на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП) с привлечением к строительству крупных инвестиционно-строительных холдингов.

Среди других приоритетных направлений развития прилегающих к ЦКАД территорий выделяют также промышленность, сервисное обслуживание автотранспорта, торговлю, АЗС и жилищное строительство. Предполагаемый объем инвестиций в развитие прилегающих территорий составит около $15 млрд.

Другой, не менее амбициозный проект в сфере развития транспортной инфраструктуры — строительство транспортно-пересадочных узлов. Всего их предполагается возвести 120, а первая очередь, которая должна быть введена в эксплуатацию до 2016 года, составит 12 транспортно-пересадочных узлов. Общий объем инвестиций первой очереди — $0,6 млрд.

В планах правительства области также создание платных путепроводов — мостов через железнодорожные пути, которые построят взамен существующих одноуровневых железнодорожных переездов. Проект реализуется в рамках программы ГЧП — область заключает с инвесторами концессионные соглашения на срок от 10 до 25 лет. Предполагаемый срок окупаемости проекта — шесть-восемь лет. В общей сложности до 2018 году в области планируется построить 30-50 таких путепроводов.

Есть в транспортной сфере и проекты, которые будут реализованы исключительно за счет частных инвестиций. Один из них — проект компании "Мортон" по строительству скоростного трамвая. Компания сама разработала и предложила этот проект, который не так давно был одобрен властями. "Девелопер получил возможность комплексного развития застроенных территорий и готов инвестировать в развитие скоростного трамвая для того, чтобы связать свою застройку, находящуюся в районе Южное Бутово, с Коммунаркой и, таким образом, организовать и улучшить связи между регионами и областью",— поясняет Александр Иерусалимов.

Среди других инфраструктурных проектов, реализуемых в области по программе ГЧП, можно выделить проекты в сфере ЖКХ, в основном касающиеся теплоснабжения, водоотведения и водоподготовки. Первые из них должны быть запущены уже в будущем году. На сегодняшний день, по словам чиновников, в каждом муниципальном районе уже созданы рабочие группы. В настоящее время в каждом районе уже есть по два-три потенциальных инвестора, которые готовятся представить конкретные предложения по своему участию в том или ином проекте. Примечательно, что среди желающих оказались даже иностранные компании, готовые предложить новые технологии, которые позволят существенно снизить себестоимость услуг ЖКХ.

Все в парк

Начавшееся развитие транспортной инфраструктуры существенно повысило привлекательность создаваемых в регионе индустриальных парков. На сегодняшний день в Подмосковье уже есть семь действующих индустриальных парков, еще восемь находятся на стадии проектирования.

Предполагается, что до конца 2016 года заработают еще четыре индустриальных парка: "Ожерелье", "Есипово", "Ступино-2" и "Кубинка".

Всего же область готова предложить инвесторам 65 готовых площадок, 10 из которых уже обладают развитой инфраструктурой.

Очевидными преимуществами промышленных площадок в Московской области эксперты считают близость к рынкам сбыта и поставщикам, транспортную доступность, реальную административную поддержку, а также обеспеченность транспортной инфраструктурой. "В целом в Московском регионе высокий потенциал развития имеют Ногинский, Раменский, Одинцовский, Дмитровский и Клинский районы,— рассуждает старший консультант отдела исследований рынка компании CBRE Оксана Федулова.— Это значит, в данных районах помимо открытых и действующих производств есть резерв (высокий потенциал) кадров и инфраструктуры для дальнейшего промышленного строительства и роста объема прямых инвестиций в экономику региона".

Не стоит забывать и о том, что в индустриальных парках власти предлагают бизнесу весьма привлекательные условия для развития — это касается как стоимости земельных участков, так и налогового режима. Это могут быть снижение налога на прибыль с 20% до 15,5-16%, а также более низкие или даже нулевые ставки по земельному, имущественному и транспортному налогам.

Например, в федеральной ОЭЗ "Дубна" налог на прибыль снижен аж до 13,5%, платежи во внебюджетные фонды составляют 14%, кроме того, действуют десятилетние каникулы по налогам на имущество и землю. Кроме того, в Дубне действует режим свободной таможенной зоны.

Заметим, что на сегодняшний день Дубна считается одним из успешных уже реализованных проектов. Общий объем инвестиций в создание ОЭЗ составил $135 млн, было создано 1,2 тыс. новых рабочих мест. Среди базовых специализаций ОЭЗ "Дубна" — ядерно-физические и нанотехнологии, информационные технологии, био- и медицинские технологии, а также проектирование сложных технических систем.

На сегодняшний день компаниями, работающими в ОЭЗ "Дубна", уже было получено около 40 новых патентов.

Вообще среди крупнейших резидентов индустриальных парков Подмосковья такие компании, как Tetra pack, Metro, Kimberly-Clark, Nestle, Mars, Campina, KRKA, Bayer, "Леруа Мерлен", "Херманн-Руссия" и другие.

Магазины в каждый дом

Однако настоящий инвестиционный бум сегодня в регионе переживает розничная торговля. Достаточно сказать, что инвестиции в эту отрасль экономики по итогам уходящего года в Московской области оказались одними из самых высоких по стране.

Показательный пример — строительство торгово-производственного комплекса "Глобус" в Ногинском муниципальном районе. "Компания "Глобус" построила и организовала производственные цеха: по переработке мяса, рыбы. Также на территории нового торгово-производственного комплекса открыты собственная пекарня и кондитерский цех. Таким образом, речь идет о формировании торгово-производственного комплекса полного и замкнутого цикла, когда торгово-производственная компания берет на себя по некоторым позициям ассортиментного ряда все циклы переработки, производства, логистики и транспортировки. Мы говорим о том, что наша областная розничная торговля — это не только сфера инвестиций, производства, новых рабочих мест, но еще и сфера реализации новых технологий. И это очень важно, это говорит о развитии сектора потребительского рынка, о повышении качества жизни наших жителей",— заявил министр потребительского рынка и услуг Московской области Владимир Посаженников.

Вообще, как отмечают участники рынка, в регионе сегодня есть еще большой потенциал для развития торговой недвижимости. И сегодня, когда в регионе увеличивается население и идет бурное строительство жилья, скорее всего, большинство ритейлеров с удовольствием придут в регион либо расширят там свое присутствие. "Хотя статистически рынок Подмосковья насыщен качественными ТЦ, важно понимать, что основной объем качественных торговых площадей в области сосредоточен вокруг МКАД,— замечает директор департамента коммерческой недвижимости ГК RRG Юрий Тараненко.— По мере отдаления от Кольцевой насыщенность городов торговой недвижимостью снижается, то есть фактически ситуация в регионе неравномерная".

Вместе с тем, прогнозируют специалисты, уже в ближайшие годы положение может выправиться. Например, сегодня во многих новых жилых микрорайонах на первых этажах домов начинают появляться несетевые продуктовые ритейлеры. Не исключено, что в ближайшее время к ним присоединиться и сетевая розница. "В Московской области уже очень давно активно развиваются сетевые операторы продуктового ритейла, такие как "Магнит", "Дикси", "Монетка", АТАК и другие дискаунтеры. При этом за последние несколько лет даже в удаленных городах стали открываться и операторы более высокого уровня: "Перекресток", "Лента", "Виктория" и даже "Азбука вкуса". Если дискаунтеры открываются и в крупных городах, и в самых маленьких, то более дорогие операторы предпочитают города с населением от 70-100 тыс. человек и выбирают для открытия своих магазинов лишь центральные локации",— рассуждает Антон Белых.

Помимо продуктового ритейла в области также идет развитие складского девелопмента. Во многом это связано с ростом грузооборота между Москвой и южными регионами, что повышает спрос на складские помещения на трассе "Дон", Симферопольском и Киевском направлениях. "Интересны складские проекты, ориентированные на аэропорты и крупные магистрали — по этим параметрам наиболее привлекательны Ленинградское и Дмитровское направления. Еще одно популярное направление — Минское, хотя здесь и нет аэропортов, зато проходит "дорога в Европу"",— добавляет Юрий Тараненко.

Текущий объем логистических площадей в области составляет 9,6 млн кв. м. При этом оценочный потенциал этого рынка составляет почти 20 млн кв. м.

Также в ближайшие годы в области планируется строительство офисных кластеров. В первую очередь в таких районах, как Одинцово, Железнодорожный, Красногорск.

"Аренда качественного офиса за пределами Садового кольца уже не вызывает резкой критики, а, напротив, становится признаком разумного арендатора, оптимизирующего расходы. Все эти факторы открывают новые горизонты в освоении прилегающих к МКАД территорий",— констатирует Дмитрий Еремин.

В этой связи весьма привлекательным может стать офисный кластер "Одинцово-Сити". Удобное месторасположение — на федеральной трассе Москва--Минск, причем всего в 10 км от МКАД. Кроме того, "Одинцово-Сити" соседствует с инновационным центром "Сколково" (всего в 6 км) и международным аэропортом Внуково, расположенным всего в 5 км от него.

И посеем, и вспашем

Поистине огромные ресурсы для развития есть и у агропромышленного комплекса (АПК) Подмосковья. Инвестиции в сельское хозяйство сегодня оказываются тем более актуальными, если учитывать уже запущенные программы по импортозамещению продовольственных товаров, подпавших под санкции.

В Московской области, отмечают участники рынка, традиционно развивались два направления: овощеводство и мясомолочное животноводство. "Сейчас мы видим существенный интерес к сельскому хозяйству у руководства области, в том числе к молочному животноводству. Недавно регион провел международную конференцию, где была обозначена вся основная проблематика по АПК. И самое главное, мы услышали от губернатора, что сейчас будет разрабатываться стратегия развития молочной отрасли и молочного животноводства",— рассказывает председатель правления национального Союза производителей молока Андрей Даниленко.

Среди первоочередных мер государственной поддержки участники рынка обозначают помощь в аккумулировании достаточных земельных ресурсов, быстрой регистрации земли в собственность, помощь в получении разрешения на строительство. С сельхозземлями в Подмосковье сегодня и правда есть определенная проблема. Дело в том, что в регионе на сегодняшний день существует достаточно большое количество необрабатываемой земли. Однако власти уже начали решать эту проблему: по планам региональных властей ежегодно в сельхозоборот должно возвращаться до 50 тыс. га. Дабы простимулировать "латифундистов", имеющих крупные земельные участки лишь в качестве "спящих активов", в регионе уже были введены штрафы за простаивающие без обработки сельхозземли, повышено налоговое бремя. Вместе с тем пока еще в Подмосковье есть регионы, где уровень использования земельных ресурсов едва-едва дотягивает до 50%.

Однако политика властей в области АПК понемногу начинает приносить свои плоды. Так, в текущем году в сельхозоборот удалось ввести 51 тыс. га ранее не использованных земель. В общей сложности, по подсчетам регионального Минсельхоза, областной АПК по итогам текущего года сработал с прибылью в 5,3 млрд руб., что в четыре раза выше, чем в прошлом году.

Кстати, в нынешнем году в Подмосковье уже было введено в эксплуатацию три новых полочных заводы — в Серебряно-Прудском, Дмитровском и Волоколамском районах. "Есть очень много хозяйств, которые имеют потенциал для развития, также есть и "латифундисты", которые купили очень много земли, которую нужно как-то осваивать. Молочное животноводство могло бы быть одним из направлений",— резюмирует Андрей Даниленко.

Особая привлекательность инвестиций в АПК Московской области, по словам инвесторов, заключается еще и в том, что регион находится в непосредственной поблизости от Москвы — огромного рынка сбыта, потребности которого на сегодняшний день пока не удовлетворены.

Так что, похоже, что, несмотря на наступающий экономический кризис, а возможно, и благодаря ему в Подмосковье уже полным ходом начался процесс восстановления и развития промышленных предприятий, компаний агропромышленного комплексы, высокотехнологичных инновационных производств.

Контакты

Свяжитесь с нами:

125363, Москва,
Строительный проезд, 1

 

T:  +7 (495) 925 5550
Ф: +7 (495) 925 5551
M: info@storm.ru